21
20
ВОКРУГ
АВТО
АБС – азбука
безопасности
«Прародительницей» всех последующих
электронных систем активной безопасно-
сти стала технология предотвращения бло-
кировки колес при резком торможении,
впервые запатентованная в 1936 году
фирмой Bosch. Но отсутствие вычисли-
тельной техники отложило реализацию
идеи на долгие годы. О ней только в 1971
году вспомнила компания General Motors и
выпустила первую
АБС
, на практике ока-
завшуюся неэффективной и даже опасной.
Второе рождение идея обрела снова
в Германии! Гейнц Либер – глава отде-
ла электрики и электроники концерна
Daimler-Benz и инженеры Bosch, объеди-
нив усилия и накопленный опыт, выпусти-
ли новую
АБС
, которую сначала устанав-
ливали по желанию клиента, а с 1978 года
штатно на автомобилях Mercedes Benz
S-класса (W116) и BMW 7-й серии.
А с 2004 года Евросоюз законодатель-
но обязал всех производителей оснащать
выпускаемые авто антиблокировочными
системами.
3 компонента АБС
➀
датчики скорости либо ускорения (за-
медления), установленные на ступи-
цах колес транспортного средства;
➁
управляющие клапанов (клапаны),
установленные в магистрали основ-
ной тормозной системы;
➂
блок управления, получающий сигна-
лы с датчиков и управляющий работой
клапанов.
Все составляющие монтируются в тор-
мозную систему автомобиля. С помощью
сигналов, поступающих с колесных датчи-
ков скорости,
АБС
определяет скорость
вращения каждого колеса. Если начи-
нается блокировка, модулятор дав-
ления автоматически ограничивает
тормозное усилие. Как только вра-
щение колеса совпадет с реальной
скоростью движения, тормозное
усилие восстанавливается. Про-
цесс повторяется несколько раз
в секунду и приводит к замет-
ной пульсации тормозной педали. Обычно
именно по этому признаку водитель опре-
деляет момент срабатывания
АБС
, которая
в зависимости от масштабов блокировки
бывает одно-, двух- и многоканальной.
В самые современные входит система са-
модиагностики, которая контролирует ра-
боту всех компонентов по их физическим
параметрам.
Антипробуксовочная
система
(traction control system)
Существует огромное количество на-
званий данной системы в зависимости от
производителя: ASR – Volkswagen, Audi,
ASC – BMW, A-TRAC – Toyota, TCS – Honda.
Но ее назначение остается неизменным –
предотвращение пробуксовки колес отно-
сительно дорожного покрытия.
Эта задача может реализовываться
двумя способами: «подтормаживанием»
ведущих колес и снижением крутящего
момента. На данный момент более распро-
страненным является первый способ.
Traction сontrol
является прямой проти-
воположностью системе
АБС
и зачастую
использует те же датчики и механизмы,
что и антиблокировочная система. При по-
мощи датчиков угловой скорости электрон-
ный блок отслеживает скорость вращения
колес при движении автомобиля. При по-
тере сцепления и пробуксовке подается
сигнал на увеличение (или удержание) дав-
ления в тормозной системе и тормозится
ведущее колесо. Включение сигнальных
ламп или индикаторов на панели приборов
свидетельствует о срабатывании системы.
Traction сontrol
можно отключить, но
делать этого не рекомендуется, если вы хо-
тите сохранить управляемость при разго-
не, что особенно важно для безаварийной
езды на скользкой зимней дороге. Мнения
о пользе систем активной безопасности
могут быть разными. Но какими бы совер-
шенными ваши электронные телохраните-
ли не были, полностью полагаться только
на них не стоит. Ведь безопасность на до-
роге зависит, прежде всего, от водителя.
Будьте внимательнее за рулем!
Иван Лунин
ЭЛЕКТРОННЫЕ «ТЕЛОХРАНИТЕЛИ»
НА ЗИМНЕЙ ДОРОГЕ
Не секрет, что с наступлением зимы обстановка на дорогах рез-
ко ухудшается. Снег и гололед становятся серьезным испытани-
ем даже для опытных водителей. Неожиданные «художественные»
виражи на скользких трассах или надрывный рев буксующих ма-
шин – головная боль любого автомобилиста. Пытаясь преодолеть
сезонные трудности, конструкторы авто предлагают целый ряд
систем активной безопасности, которые помогают избежать ДТП.
Сегодня мы расскажем вам о двух наиболее распространенных.
Иван Лунин
Счастливое и безмятежное обладание транспорт-
ным средством может в любой момент обернуться
тяжелым испытанием. Ведь автовладельцам зачастую
приходится сталкиваться с несправедливостью, а по-
рой и откровеннымпроизволомсо стороныразличных
структур, начиная со страховых компаний и заканчи-
вая дилерскими центрами. Кто хоть однажды попадал
в подобную переделку, тот хорошо знает: тяжело до-
казать свою правоту, обивая пороги инстанций.
Одной из самых распространенных проблем, волнующих туляков,
является обнаружение в недавно купленном авто «симптомов», грозя-
щих в перспективе перейти в серьезный сбой систем. Кстати сказать,
далеко не всегда гарантийный талон является достаточным основанием
для замены не внушающей доверия дорогостоящей покупки на новую
машину. Чего греха таить – дилерам такие рокировки просто не выгод-
ны, а заводской брак, допущенный при сборке «стального коня», может
полностью проявиться через год-полтора и роковым образом ударить
по кошельку.
Также множество сомнений у автомобилистов вызывает объектив-
ность составленной при ДТП схемы происшествия. Некорректность
этого важного для пострадавшей стороны документа затрудняет рас-
смотрение дела и приводит к длительному ожиданию компенсации по
страховке.
И тогда начинается настоящее «хождение по мукам»…
Бывает, «поиск правды» не оправдывает затраченных сил, средств
и времени, и вопрос исчерпывается сам собой, оставляя неприятный
осадок у одной из сторон. Но когда имуществу нанесен действительно
серьезный вред, то разрешить конфликт интересов удается, как прави-
ло, лишь в судебном порядке.
В поисках
истины
Автовладельцу порой очень трудно доказать свою правоту Фемиде,
ведь чаще всего ему приходится вступать в настоящую схватку с компа-
нией, располагающей штатом юристов, технических специалистов и со-
ответствующей документацией. Существует ли выход из замкнутого круга
проблем?
Единственно верным решением в подобной ситуации будет адресное
обращение к экспертам. Правда, в случае с авто понадобится не только
юридическая, но и, прежде всего, техническая поддержка. Ведь для того,
чтобы правильно установить истинную причину происшедшего, необходи-
мо провести целый комплекс исследований, экспертиз и анализов.
На ранней стадии конфликт вполне может быть исчерпан без суда и с
явной экономией сил и времени.
В настоящее время существует ряд организаций, занимающихся не-
зависимыми техническими экспертизами. Как правило, это фирмы с
серьезным диагностическим оборудованием и высококвалифицирован-
ным персоналом. Компетентность специалистов позволяет с высочайшей
вероятностью устанавливать причинно-следственные связи того или ино-
го дефекта, будь то брак при сборке нового автомобиля, некачественно
произведенный ремонт, посторонние шумы в салоне, отслоение краски
на кузове, неисправность двигателя или отказ тормозов во время ДТП.
Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций стоит заручиться под-
держкой подобной экспертной организации, ведь ее решение и грамотно
оформленное заключение являются весомым аргументом для суда и спо-
собно склонить чашу весов в вашу сторону.
✓
установление наличия и определение
причин возникновения недостатков
у транспортного средства (являются
ли выявленные недостатки производственными,
конструктивными или эксплуатационными);
✓
общая диагностика технического состояния
транспортного средства;
✓
определение соответствия технического состояния
транспортного средства техническим нормам и требова-
ниям безопасности движения и эксплуатации транспорта.
ИСПЫТАТЕЛЬНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ ЦЕНТР ТУЛГУ
оказывает услуги
по ЭКСПЕРТИЗЕ ТЕХНИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
300012, г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 161, корпус
Учебно-производственных мастерских, каб. 1
e-mail: ilc-tulgu@rambler.ru
www.ilc-tulgu.ru
☎
8 (4872)
33-54-70
Фото: http://www.shutterstock.com