А
мериканский автопром (с заглавной бук-
вы) до сих пор ассоциируется со зна-
менитой «детройтской тройкой», которая
всегда узнаваема – Chrysler, General Motors и
Ford. Но мало кто знает, что эти три гиганта в
разное время были так или иначе связаны с
еще одной компанией. И хотя этот бренд зна-
ком всем, лишь у небольшого числа знатоков
он ассоциируется с прорывами «детройтской
тройки» в той или иной сфере международно-
го автопроизводства и автомобильного рынка.
Речь идет о компании Dodge.
В самом конце девятнадцатого века братья
Джон и Гораций Додж занимались производ-
ством велосипедов в Детройте. Занятие в
те годы довольно популярное – мно-
гие будущие великие инженеры,
давшие собственные имена ав-
томобильным брендам, на
заре своей карьеры увле-
кались велотехникой.
Но братья Додж не долго
«баловались»
подоб-
ным, к тому же рынок в
этой области был насы-
щен.
В 1900-м они закладыва-
ют строительство завода,
на котором стали произво-
дить детали для автомоби-
лей. Они поставляли транс-
миссии для Oldsmobile, а в 1903-м
помогли Генри Форду с финансирова-
нием Ford Motor Compa-ny и стали строить
для него двигатели. Самое поразительное, так
это то, что Джон Додж до 1913 года даже был
вице-президен-том Ford Motor Company!
Благодаря своему качеству и надежности про-
дукция братьев Додж завоевала высокую репу-
тацию. Решив, что пора самим произво-дить
автомобили, братья на базе своих заво-дов
создали в 1913 году фирму, которая так и стала
называться – «Братья Додж» (Dodge Brothers).
Первый автомобиль марки Dodge появился на
свет 14 ноября 1914 года. Он имел 3,5-литро-
вый 4-цилиндровый мотор в 35 л.с. и позицио-
нировался как бюджетный, но «насто-ящий»
автомобиль, в отличие от примитивного Ford T
(Dodge стоил всего в полтора раза до-роже).
Этот сравнительно недорогой и надеж-ный ав-
томобиль пользовался хорошим спро-сом. К
1919 году продажи Dodge превысили 100 ты-
сяч экземпляров. А в 1916-м Dodge стал пер-
вым в мире массовым автомобилем с цель-
нометаллическим кузовом производства ком-
пании Budd, который выпускался как в откры-
том, так и в закрытом вариантах.
Но в 1920 году фирму постиг жуткий удар.
Не экономический кризис, не финансовая не-
стабильность – компания Dodge всегда была
на высоте. Нет, компанию подкосило другое.
Джон Додж стал одной из жертв пандемии
«испанки» – гриппа, который за 18 месяцев
(1918-1919 гг.) унес во всем мире по разным
оценкам от 50-и до 100 млн. жизней. Гораций
ненадолго пережил брата. Он скончался через
пару месяцев от осложнений после той же
«испанки». Компания осталась фактически без
руководства, и никто особенно не был заинте-
ресован в ее дальнейшем существовании.
До 1925 года компания продолжала выпускать
автомобили (годовой выпуск составлял 200
тысяч экземпляров, что делало Dodge четвер-
той компанией на рынке). Только благодаря
этому в том же 1925 году ее приобрел бан-
ковский консорциум Dillon, Read & Company за
148 миллионов $ – корпоративная сделка на
тот момент стала крупнейшей в истории.
Однако в этот же год фирма стала интересо-
вать Уолтера Крайслера, который недавно ос-
новал свою корпорацию Chrysler. Изыскивая
возможности расширения корпорации, он прис-
тально наблюдал за финансовыми перипе-
тиями компании Dodge. И несмотря на то, что
совсем недавно он основал подразделения
Plymouth и DeSoto, Уолтер Крайслер все же ку-
пил Dodge в 1928 году. На тот момент это на-
поминало проглатывание слона удавом. Ог-
ромные производственные мощности Dodge
позволили корпорации Chrysler стать одним из
членов «детройтской тройки» автогигантов,
наряду с General Motors и Ford. Первоначально
подразделение Dodge в составе новой корпо-
рации позиционировалось на втором месте, клас-
сом выше DeSoto, по престижности уступая толь-
ко, собственно, Chrysler. Но в 1933 году, после
реструктуризации, Dodge оказался на втором
месте с конца, между DeSoto и более дешевым
Plymouth. Рокировка была сделана с целью
увеличить продажи марки. В этот раз стратегия
опять оправдала себя.
После окончания Великой депрессии производ-
ство Dodge стабильно росло и в 1937 году подо-
шло вплотную к 300 тысячам экземпляров в год.
Однако по понятным причинам выпуск легковых
автомобилей Dodge в период Второй мировой
войны был прекращен. Но для армии Dodge про-
должал производить легкие грузовики серии
Weapon Carrier («Носитель оружия»), которые в
больших количествах поставлялись по ленд-лизу
в те годы в СССР. После войны на их базе был
начат выпуск популярных пикапов Dodge Power
Wagon.
В 1960 году полноразмерные Dodge получили
название Polara и Matador, в придачу к ним стали
выпускаться компактные модели Dart, тут же за-
воевавшие популярность. Но успех небольшого
Dart заставил руководство корпорации Chrysler
совершить тактическую ошибку – сделав ставку
на компактные модели, корпорация заморозила
выпуск полноразмерных моделей Dodge и Ply-
mouth. Этот сегмент рынка тут же заняли кон-
куренты. Положение удалось исправить лишь к
1966 году. Модельный ряд этого года состоял из
полноразмерных моделей Polara и Monaco, про-
межуточного Coronet и компактного Dart. В том же
году корпорация заявила о себе как о серьезном
игроке на зарождающемся рынке muscle car,
выпустив модель Dodge Charger на базе средне-
размерного Coronet. Dodge Charger имел кузов
fastback и фары, которые прятались за деко-
ративными щитками. Но главное заключалось в
том, что модель поставлялась с разными мото-
рами. Их линейка начиналась с «восьмерки»
мощностью в 230 л.с. и заканчивалась 426 Hemi
(объем 7 литров, камеры сгорания полусфери-
ческого типа), который развивал 425 л.с.
В 1969 году на основе Charger была построена
модель Charger Daytona, предназначенная для
гонок NASCAR. Эта модель отличалась острым
носом и двумя огромными килями с антикры-
история
МАРКИ
лом. В соответствии с правилами NASCAR, мо-
дель была выпущена в количестве 503 экзем-
пляра. Charger Daytona сразу стала фаворитом
гонок, не оставляя никаких шансов соперникам,
и в 1971 году руководство NASCAR фактически
запретило этот автомобиль, ограничив макси-
мальный объем двигателей пятью литрами.
Наряду с моделями Charger и Daytona подраз-
деление Dodge выпускало и другие образцы
muscle cars – Coronet 500, Coronet R/T, Super Bee.
Все они могли укомплектовываться мотором
426 Hemi. Солидными скоростными качествами
отличался также компактный Dart в «заряженных»
комплектациях – GTS, Swinger 340 и Demon 340.
Эра muscle cars и процветание американского
автопрома кончились с топливным кризисом на-
чала 1970-х годов. Кризис поставил корпорацию
Chrysler в тяжелое положение, так как она не
могла предложить покупателям малолитражный
субкомпактный автомобиль. Второй нефтяной
кризис (1979 г.) чуть не сгубил корпорацию (а
вместе с ней и Dodge), вплотную пододвинув
Chrysler к банкротству.
Положение спас новый менеджер корпорации Ли
Якокка, который убедил американских конгрес-
сменов предоставить Chrysler крупный государ-
ственный заем. Якокка сделал ставку на новую
переднеприводную K-платформу, на базе кото-
рой с начала 1980-х выпускалось целое семей-
ство автомобилей, включая Dodge Aries, Dodge
400 и Dodge 600. В эти же годы Dodge вновь
пробует силы в секторе скоростных машин: к это-
му времени относится сотрудничество с извест-
ным конструктором Кэрроллом Шелби. В ре-
зультате тандема появился ряд спортивных
машин на основе серийных моделей Dodge –
Shelby Lancer, Shelby Charger, Shelby CSX (на
основе Dodge Shadow) и даже «заряженный»
пикап Shelby Dakota. В 1992 году Dodge вышел на
рынок суперкаров с моделью Viper, которая
оснащалась 8-литровым мотором V10 в 400 л.с.
На модели Viper GTS с 1996-го по 2002 год
ставился еще более мощный 450-сильный дви-
гатель, а мощность модели Viper SRT/10, которая
выпускается с 2003 года, достигает 510 л.с.
В 1998-м Dodge в результате слияния Chrysler
с Daimler-Benz оказался в составе корпорации
Daimler-Chrysler. В соответствии с новой страте-
гией корпорации, марка Dodge перестала быть
чисто американской, она двинулась в Старый
Свет. Официальные продажи Dodge начались в
Европе, включая и Россию. В поисках выхода из
кризисного положения, в котором оказался весь
американский автопром на рубеже миллениума,
Dodge вновь делает ставку на скорость, эксплу-
атируя образы своих легендарных muscle cars.
Об этом говорит появившийся в 2006 году кон-
цепт Dodge Challenger, который стилистикой пов-
торяет классический Challenger 1970-х годов.
С 2007 года в линейке Dodge присутствует вне-
дорожник Dodge Nitro с агрессивным дизайном и
впечатляющей динамикой, а также седан Dodge
Avenger, входящий в D-сегмент.
А осенью 2008 года Dodge представляет еще од-
ну новинку – кроссовер Dodge Journey.
Сегодня Dodge – один из наиболее прославлен-
ных и старейших американских брендов.
В России официальные дилеры марки представ-
ляют абсолютно новый переднеприводный Dod-
ge Caliber и сверхбыстрый Dodge Viper SRT10.
Революционный дизайн и динамические харак-
теристики этих моделей дают полное представ-
ление о марке, уже более ста лет создающей ав-
томобили, многие из которых стали настоящей
американской легендой.
Слияния компаний, продиктованные разными причинами – от экспансии на мировые рынки до
падения продаж и экономического кризиса, давно превратили столицу американской авто-
промышленности Детройт в огромный автомобильный конгломерат, в котором компании на-
мешаны, как фрукты в хорошем компоте.