Дмитрий Васильевич Чвыров

директор Тульского государственного цирка

— Дмитрий Васильевич, расскажите, пожалуйста, о себе, о вашем жизненном пути. Думали ли вы, что когда-нибудь свяжете свою судьбу с цирком, да еще настолько прочно?

— Да, с цирком я связан действительно прочно, работаю в нем уже 36 лет, из них почти четверть века — директором. Но об этом я никогда не думал — так распорядилась судьба.

Родился я в Ряжске Рязанской области

в простой рабочей семье, отец мой Василий Федотович — участник Великой Отечественной войны, воевал под Сталинградом, дважды горел в танке, мама — домохозяйка. Окончив школу, отслужил в армии, затем окончил институт. В цирк пришел работать главным инженером.

— Это было сложно? Ведь цирк — большое хозяйство со своей спецификой…

— Очень сложно. Я отвечал за всю техническую часть — светоэффекты, подъемно-опускные лестницы, подвесное хозяйство, лебедки, отопление, освещение. От исправности оборудования зависело не только качество работы артистов, но и даже их жизнь. Была у нас и своя котельная, которая тоже постоянно требовала забот. Ответственности, серьезному отношению к делу и, конечно, любви к профессии я учился у первого директора цирка Дмитрия Иосифовича Калмыкова. Цирк я полюбил с первого взгляда и навсегда. Переступил порог — и пропал.

— Дмитрий Васильевич, Тульский цирк считается одним из лучших в России, каким образом этого удалось достичь?

— Со дня его образования коллектив свято соблюдает главный принцип своей деятельности: Тульский цирк существует для артиста и ради артиста, для зрителя и ради зрителя. Поэтому наш манеж очень скоро превратился в одну из ведущих постановочных баз российского циркового искусства. Здесь готовились и готовятся до сих пор программы для именитых мос­ковских цирков и зарубежных гастролей. Кстати, первый раз за границу артисты с программой «Тула, Москва, Париж» отправились именно из Тульского цирка. Это было в 1967 году. Артисты со всей России с удовольствием ставят свои программы в Туле. У нас прекрасные балетмейстеры, режиссеры, костюмеры. Здесь не только помогут в постановке номеров, но сделают новый или отремонтируют старый реквизит, обеспечат артистов жильем (у нас есть собственная комфортабельная гостиница), а животных — кормами и ветеринарной помощью.

У нас впервые в мире были выпущены программы «Цирк на льду», «Цирк на воде», «Прометей» и другие. И лучшие мастера арены работали в Тульском цирке — Олег Попов, Юрий Никулин, Вальтер и Мстислав Запашные (а сегодня приезжают Эдгард и Аскольд Запашные), Эмиль и Игорь Кио и многие другие.

— В декабре исполнилось 90 лет со дня рождения Юрия Никулина. Ваше мнение об этом артисте?

— Он был великолепным артистом и при этом скромным, трудолюбивым, простым человеком. На манеже нашего цирка он выступал вместе с Михаилом Шуйдиным, которого я тоже безгранично уважаю. Они были со своей программой в Туле как раз в 50-летний юбилей Юрия Владимировича.

— Дмитрий Васильевич, а вы знаете, что у нашего тульского коллекционера Леонида Зякина есть машина, на которой Юрий Никулин выступал в цирке и которая специально для него была сделана на Серпуховском автозаводе? Вот фотографии автомобиля, их сделал наш фотокорреспондент…

— (Рассматривает фотографии.) Не знал, но очень рад, что машина сохранилась… Это уже история!

— Дмитрий Васильевич, поклонников вашего такого красивого и отважного искусства ждет сюрприз? У нас скоро будет новый цирк?

— Да, в ближайшие 2­­–3 года Тульский цирк полностью преобразится. Реконструкцию планируем начать в этом (2012) году. Уже разработан эскизный проект реконструкции старых и строительства новых зданий. Стоимость проекта составляет 1,5–2 млрд рублей. Финансирование будет вестись за счет федеральных средств. Наш цирк будет единственным в мире по оригинальности и размаху проекта. Аналогов ему на сегодняшний день просто не существует. Это будет целый комплекс, с двумя цирковыми аренами, концертным залом, гостиницей, детским развлекательным центром, четырьмя 5D-кинозалами и многим другим.

Для удобства автомобилистов будет построена крытая двухуровневая наземная парковка на 120 машин и подземная двухуровневая парковка на 450 мест. Будут благоустроены проезды к цирку…

— Вот мы и перешли к теме автомобилей… Коль скоро мы берем интервью для журнала «ТУЛААВТО», расскажите нам о себе как об автолюбителе. Когда вы в первый раз сели за руль? И какой была ваша первая машина?

— Водить я начал с 13 лет — давал «порулить» старший брат, и как только мне исполнилось 18 лет, я сразу сдал экзамены на водительские права. Мой первый автомобиль — «Запорожец» — ЗАЗ-968. Я просто обожал эту машину! Ездил на ней в Минск, Питер, Воронеж. Проходимость высокая, скорость до 120 км в час. Потом были самые разные «Жигули». Сейчас у меня «Ниссан», внедорожник. Эту модель я выбрал из-за ее высокой проходимости и надежности. Я увлекаюсь охотой, приходится много ездить по «пересеченной местности», и мой джип никогда не подводит.

Я люблю водить машину, люблю скорость, дороги, новые места, впечатления. Я и сегодня езжу без водителя даже на самые длинные расстояния. В роли пассажира себя пока представить не могу.

— Что бы вы хотели пожелать читателям журнала «ТУЛААВТО»?

— Я хочу пожелать, чтобы наше отечественное автомобилестроение стало на ноги. Чтобы в нашей стране стали выпускать красивые, мощные и надежные машины и мы не зависели от иностранных производителей. И пора, наконец, начинать строить дороги: то, что у нас есть сейчас — это не дороги, а как говорил Митчелл, — направления. Я полмира объездил, и нигде таких «направлений», как у нас, не видел. И не только в Европе, в ЮАР дороги моют шампунем. Автомобили там чистенькие в любую погоду. Вот этого я и хотел бы пожелать читателям журнала, автомобилистам и вообще всем тулякам. Но это относительно «автомобильной» темы. А в целом — просто счастья, здоровья, удачи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>